Введение

  

Проблема познавательного интереса учащихся всегда была актуальной проблемой в теории и методике обучения; актуальна она и сегодня. Познавательный интерес является тем действующим мотивом учебной деятельности школьников, без которого невозможно достижение положительных результатов в обучении.

Формирование  познавательного интереса может осуществляться как в условиях традиционного, так и в условиях технологического подхода к обучению, который в большей мере позволяет определить, в какой степени достигнуты цели обучения, скорректировать и оценить работу учащихся. Кроме этого технологический подход предполагает конкретизацию целей обучения, выраженных в действиях учащихся.

В теории и методике обучения существуют 2 основных пути формирования познавательного

интереса:

  • Содержание учебного материала; 
  • Организационные формы учебной деятельности учащихся. 

Учебный материал в условиях технологического подхода к формированию познавательного интереса должны удовлетворять: 1) деятельностному подходу, так как при выполнении различных заданий учащиеся применяют полученные теоретические знания; 2) дифференцированному подходу, так как эти задания должны быть дифференцированы по уровням усвоения учебного материала учащимися и по уровням познавательного интереса; 3) личностно ориентированному подходу, так как эти задания должны удовлетворять познавательным потребностям учащихся, то есть иметь для них личностный смысл; 4) целостному подходу, так как эти задания должны выполняться учащимися в комплексе.[Вафеева, 2011]

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «научить учиться». В связи важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. [Фундаментальное,2009]

Изучая теоретические основы компетентностного подхода, я решила особое внимание в образовательной деятельности уделить формированию у школьников учебно-познавательной компетенции. [Векслер,2011] Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. В блоке универсальных действий познавательной направленности различают  общеучебные, включая знаково-символические; логические (специально-предметные действия определяются содержанием конкретной учебной дисциплины), действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование цели; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы а модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста..

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [Фундаментальное,2009]

Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях. [Векслер,2011]

Каждый раз, разрабатывая очередной урок, я ставлю перед собой задачу организовать работу так, чтобы она мотивировала учащихся на самостоятельное приобретение новых знаний. Каждый раз задаю себе вопросы: то, что делают мои ученики, значимо ли для них, востребовано ли в современном обществе? Где и в чём выражается применение их сегодняшнего опыта? Смогут ли они применять полученные знания в реальных жизненных условиях? [Векслер,2011]

 

Учебные достижения учащихся видим через сформированность познавательных интересов. Уровень развития познавательного интереса учащихся можно определить по методу Н.Г.Морозовой:

1.Учащиеся с высоким уровнем развития познавательных интересов. Они ... хорошо учатся, учение их увлекает, ... в процессе его постоянно совершенствуют ... знания, способность уточнить, ... ответы товарища. Для таких школьников характерна творческая деятельность.

2.Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса также хорошо успевающие. Они с интересом посещают ... хорошо усваивают учебный материал, предусмотренный программой, часто задают вопросы для выяснения того или иного ... но глубина изучаемого не всегда интересует их. Не проявляют они особых усилий ...интерес к избранному виду деятельности.

3. Учащиеся с низким уровнем развития познавательных интересов учатся, как правило, по принуждению. Всё новое они ... стараясь выполнять задания по готовому образцу. Только интересный, занимательный материал может вызвать у них оживление. Для таких учеников характерна неустойчивость внимания.

Благодаря исследованиям в области психологии и педагогики установлены уровни познавательной самостоятельности (Л.С.Выготский, Л.В.Жарова, Р.С.Немов, П.Н.Пидкасистый, М.П.Подласый и др.). В зависимости от того, как ученик может пользоваться полученными знаниями, выделяют три уровня самостоятельности:

1)Копирующий. Действия учащихся по заданному образцу. На этом уровне ученик идентифицирует объекты и явления, узнает их, сравнивая с известным образцом. Это подготовительный этап к осуществлению учащимися самостоятельной деятельности. Ученик еще не может поставить цель своей деятельности и определить ее мотивацию. Учитель сообщает ученикам, для чего они выполняют данную работу, что они узнают после завершения, чему научатся и т.д. В содержание самостоятельной деятельности на данном уровне входят задания на повторение действий по образцу. Результатом действий учащегося выступают правильно выполненное задание, а также умение выполнять учебные действия, показанные учителем.

2)Воспроизводящий. Деятельность направлена на воспроизведение или непосредственное применение изучаемого материала. На данном уровне учебная мотивация также реализуется учителем. Он выбирает тип самостоятельной деятельности и ставит перед учениками цель ее выполнения. В содержание самостоятельной деятельности входят учебные задания воспроизводящего характера. Это решение типовых заданий, выполнение различных действий по образцу и алгоритму, нахождение готовых ответов и т.д. С помощью учителя ученик пытается перенести получаемые знания на решение более сложных, но типовых заданий. Действия ученика при выполнении данного типа самостоятельной деятельности состоят в основном в прослушивании (или рассматривании), запоминании и воспроизведении определённой информации о различных свойствах объекта или явления. На этом уровне уже начинаются обобщение, сравнение результатов деятельности, ее корректировка. Результатом деятельности учащихся выступают верно выполненное учебное задание, усвоенный новый учебный материал, а также сформированные умения по решению типовых заданий.

3) Творческий. Самостоятельное применение приобретённых знаний в совершенно новых ситуациях, условиях. Учебная мотивация реализуется полностью учащимися. Ученик ставит перед собой цель деятельности. Для её достижения он выбирает учебное задание, выполняя которое обучается раскрывать новые стороны объектов или явлений, высказывать собственные суждения. Ученик самостоятельно разрабатывает тематику и методику опытнической, экспериментальной работы, формулирует проблемы, выдвигает гипотезы и план их решения.[Галкина, 2011]

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Решить эту проблему можно, только заинтересовав детей своим предметом, активизируя  познавательную  деятельность учащихся. Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

   Ещё Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно так же деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. К.Д. Ушинский писал, что «учение, лишенное всякого интереса …, убивает в ученике охоту учиться, без которой он далеко не уйдет».

   Активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по коми языку возможна лишь при условии новизны методических основ педагогической работы и самостоятельности учащихся в работе, желании решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

   Для формирования у учащегося деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать его в выполнении различных видов деятельности. Это возможно не на традиционных, а на деятельностных уроках. Роль учителя на данных уроках – направляющая, которая обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Ожидаемые результаты при систематическом проведении деятельностных уроков:

      §   формирование познавательных мотивов и интересов учащихся, воспитание системного мышления;

      §   формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса;

      §   стремление к самостоятельной деятельности;

      §   сознательное выполнение заданий;

      §   умение коллективно мыслить и выполнять задания.

 

   Рассмотрим структуру деятельностного урока коми языка, а также формы, методы, средства обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся на каждом этапе урока.

   Деятельностный урок включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов [Петерсон: 9]:

   1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

   2.Актуализация знаний.

   3.Постановка учебной задачи. 

   4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

   5.Первичное закрепление.

   6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

   7.Повторение.

   8. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz