|
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). На данном этапе предполагается по возможности включение учащихся в ситуацию выбора методов решения проблемы, решение учащимися проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке. Восприятие тесно связано с вниманием, мышлением, памятью и речью учеников , поэтому оно требует комплексного применения словесных методов обучения, наблюдения, проведения исследования и практической работы, использования методов иллюстрирования и демонстрации. Эффективное усвоение учебной информации обеспечивается также сочетанием устного изложения с самостоятельной работой учеников с учебником или наглядными пособиями, таблицами, схемами. Успешная учебная деятельность учеников предусматривает умение сосредоточиваться на содержании материала, внимательно слушать устное изложение, делать короткие записи в форме плана, тезисов, конспектов. Основные приёмы, обеспечивающие осмысление: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, решение эвристических и познавательных задач и пр. Например, по теме «Мортлöн ортсы». На этапе постановки учебной задачи дети поставили цели урока:
Далее постепенно будем решать поставленные задачи с детьми. Первая задача – узнать, как переводятся на коми язык части тела человека. Предлагаю детям несколько вариантов решения задачи:
Учащиеся выбирают наиболее интересный для них вариант. На уроке выбрали третий способ решения задачи. Вторая задача – узнать, какие формы слов необходимы для описания внешности человека. На доске даны словосочетания: с голубыми глазами – лöз синма с чёрными волосами – сьöд юрсиа. - Кутшöм кывлöн форма отсöгöн серпасалöма мортсö? (Эмакывйысь артмöм кывберд отсöгöн) - Кутшöм суффикс отсöгöн артмöма кывбердыс? (-а суффикс отсöгöн) - Вöчам 1 удж параясöн. Тайö кывъясысь артмöдöй кывбердъяс: ныр, вом, голя, юр, пель, синлыс, чужöм. - Прöверитам. Мый оз тырмы, медым стöча серпасавны мортлысь ортсысö? (Оз тырмыны рöм, ыджда, форма петкöдлысь кывбердъяс) - Вöчам 2 удж. Образец вылö видзöдöмöн лöсьöдöй татшöм жö кывтэчасъяс. Гижöй тетрадьö ас йылысь кывтэчас. Образец: ки – киа – мелi киа 1)юрси: еджыд (белый), сьöд(чёрный), пöим рöма(пепельный), кузь(длинный), дженьыд(короткий); 2)син: лöз(синий), сьöд(чёрный), руд(серый), нюдз(зелёный), сюсь(зоркий), гырысь(большой); 3)чужöм: гöгрöс(круглый), кузьмöс(удлинённый), беринöсь(веснушчатый), мугов(смуглый); 4)сьöлöм: шань(добрый), небыд(мягкий), чорыд (чёрствый).
|
|