Построение проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания).
На данном этапе предполагается по возможности включение учащихся в ситуацию выбора методов решения проблемы, решение учащимися проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке.
Восприятие тесно связано с вниманием, мышлением, памятью и речью учеников , поэтому оно требует комплексного применения словесных методов обучения, наблюдения, проведения исследования и практической работы, использования методов иллюстрирования и демонстрации. Эффективное усвоение учебной информации обеспечивается также сочетанием устного изложения с самостоятельной работой учеников с учебником или наглядными пособиями, таблицами, схемами. Успешная учебная деятельность учеников предусматривает умение сосредоточиваться на содержании материала, внимательно слушать устное изложение, делать короткие записи в форме плана, тезисов, конспектов. Основные приёмы, обеспечивающие осмысление: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, сравнение, решение эвристических и познавательных задач и пр.
Например, по теме «Мортлöн ортсы».
На этапе постановки учебной задачи дети поставили цели урока:
- Тöдмавны, кыдзи шусьöны мортлöн юкöнъяс комиöн.
- Тöдмавны, кутшöм формаа кывъяс ковмасны, медым серпасавны кывйöн мортлысь ортсысö.
- Велöдчыны колана ногöн сёрнитны комиöн.
Далее постепенно будем решать поставленные задачи с детьми. Первая задача – узнать, как переводятся на коми язык части тела человека. Предлагаю детям несколько вариантов решения задачи:
- Написать в словарик русский и коми названия частей тела не по порядку и правильно соединить слова стрелочками.
- Написать в словарик коми слова, а русский перевод учащиеся находят самостоятельно из словарей.
- Нарисовать человека и подписать части тела на коми языке:
Учащиеся выбирают наиболее интересный для них вариант. На уроке выбрали третий способ решения задачи.
Вторая задача – узнать, какие формы слов необходимы для описания внешности человека.
На доске даны словосочетания:
с голубыми глазами – лöз синма
с чёрными волосами – сьöд юрсиа.
- Кутшöм кывлöн форма отсöгöн серпасалöма мортсö? (Эмакывйысь артмöм кывберд отсöгöн)
- Кутшöм суффикс отсöгöн артмöма кывбердыс? (-а суффикс отсöгöн)
- Вöчам 1 удж параясöн. Тайö кывъясысь артмöдöй кывбердъяс: ныр, вом, голя, юр, пель, синлыс, чужöм.
- Прöверитам. Мый оз тырмы, медым стöча серпасавны мортлысь ортсысö? (Оз тырмыны рöм, ыджда, форма петкöдлысь кывбердъяс)
- Вöчам 2 удж. Образец вылö видзöдöмöн лöсьöдöй татшöм жö кывтэчасъяс. Гижöй тетрадьö ас йылысь кывтэчас.
Образец: ки – киа – мелi киа
1)юрси: еджыд (белый), сьöд(чёрный), пöим рöма(пепельный), кузь(длинный), дженьыд(короткий);
2)син: лöз(синий), сьöд(чёрный), руд(серый), нюдз(зелёный), сюсь(зоркий), гырысь(большой);
3)чужöм: гöгрöс(круглый), кузьмöс(удлинённый), беринöсь(веснушчатый), мугов(смуглый);
4)сьöлöм: шань(добрый), небыд(мягкий), чорыд (чёрствый).