Первичное закрепление.
Основная задача этого этапа – качественное усвоение учениками знаний и способов выполнения действий, формирования первичных навыков. Этого можно достичь с помощью системы упражнений: вступительных, пробных, тренировочных, творческих. Последовательность выполнения упражнений создаёт условия для эффективной самостоятельной работы. Для применения знаний используют также самостоятельные, письменные и практические работы.
На этом этапе учащиеся решают типовые задания, проговаривают способы решения в громкой речи.
Приёмы и формы, используемые на учебных занятиях:
- 1. Реши ребус.
Например, по теме «Пуяс» при выполнении проектных работ «Менам радейтана пу» дети придумывают ребус:
̧ ̨̨̨̨̨̨̨ ̨ ̧ (КОЗ)
- 2. Деление слов на группы.
Например, по теме «Пуяс» дети вычленяют названия деревьев и записывают в тетрадь в 2 группы – «Лыска пуяс» и «Коръя пуяс».
- Кывъяс йитчöмаöсь öта-мöдныскöд. Торйöдöй найöс пу нимъяс вылö.
НЬЫВНИАПИПУТУПУТУСЯПУОРЖЫЖОВ
(Ньыв, ниа, пипу, тупу, тусяпу, оржы, жов)
- Кутшöм группаяс вылö позьö юкны? (Позьö юкны лыска да коръя пуяс вылö)
- Кутшöм пу нимъяс гижинныд «Лыска пуяс» группаö? (Лыска пуяс – ньыв, ниа, тусяпу)
- Кутшöм пу нимъяс гижинныд «Коръя пуяс» группаö? (Коръя пуяс – пипу, тупу, оржы, жов)
- 3. Определи (или нарисуй) предмет, человека, животное по описанию.
Например, по теме «Мортлöн ортсы»: гöгрöс чужöма, читкыль биавиж дженьыд юрсиа, гырысь лöз синма, чангыль ныра, кыз гöрд вомдоръяса, ичöт пеля, кузь синлысъяса.
- 4. Составь слово.
Например, по теме «Рöм петкöдлысь кывбердъяс».
- Из букв предложенного слова обучающиеся составляют новые слова. Например, из слова «öшкамöшка»: öш, кöш, ма, кöм и т.д.
- Из наборов букв обучающиеся составляют слова и записывают. Например, ДДЫЖЕ, ДЬÖС, РДÖГ, УДР, ЖИВ и т.д.
- 5. Сравнение слов.
Например, по теме «Урöк и перемена».
Обучающиеся читают пары слов: пызан – улöс, велöдысь – школа, велöдчысь – классöн веськöдлысь. Находят смысловое сходство и отличие. Дают обоснованный ответ.
- 6. Цифровой диктант.
Например, по теме «Коми Республика».
Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, то ставят «1»(или «+»), если не согласны, - «0» (или « - »). Далее следует работа над ошибками.
Например, 1) Коми Республикалöн юркарыс – Воркута. (0)
2) Коми Республикалöн чужан луныс – 1921 вося август 22 лунö. (1)
3) Коми Республикалöн дöрапасыс 3 рöма: гöрд, турунвиж, еджыд. (0)
4)Коми муын кык каналан кыв – роч да немеч. (0)
5)Воркутаын перйöны мусир. (0)
6)Вуктылын перйöны биару. (1)
Ответ: 010001 (или -+---+)
- 7. Анализ информации в таблице («разворачивание» информации).
Например, по теме «Öнiя када кадакывъяс»: используя таблицу, сравнить, как изменяются глаголы настоящего времени в единственном и во множественном числе.
Морт | Öтка лыд | Морт | Уна лыд |
I ме | шойчча/отдыхаю | I ми | шойччам/отдыхаем |
II тэ | шойччан/отдыхаешь | II тi | шойччанныд/отдыхаете |
III сiйö | шойччö/отдыхают | III найö | шойччöны/отдыхают |
- 8. Активное слушание.
Обучающиеся слушают того, кто отвечает, находят и исправляют ошибки, дополняют его ответ. Отмечают, чем понравился им ответ.
- 9. Игра «Снежный ком».
Называется тема, на которую предстоит подбирать существительные (прилагательные, глаголы). 1-й игрок называет слово, 2-й повторяет это слово и называет своё, 3-й – повторяет слова 1-го и 2-го игроков и тоже добавляет слово. Кто не может назвать новое или забывает предыдущее – выбывает из игры. Соревнование проводится по рядам или вариантам.
Например, по теме «Пуяс»: кыдз, оржы, пипу, коз, пожöм, тусяпу, тупу, ниа и т.д.
- 10. «Вопросительный кубик».
В основу этого задания положен приём «Кубик Блума». На гранях кубика написаны первые слова вопросов разного уровня сложности: мыйла, мый, кодi, кöнi, кор, кутшöм, кымын. Например, ученику выпала грань мый – ему необходимо придумать 2-3 вопроса, начинающиеся с этого слова.